Популярнейшим православным малым праздником со славословием, который отмечается в первый день Успенского поста, по праву считается Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. По Юлианскому календарю дата празднования приходится на 1 августа. Этот день еще называют Медовым Спасом, покольку также отмечается празднование Всемилостивому и Пресвятой Богородице.
Происхождение названия
Нередко можно услышать, что православный праздник Изнесение Древ Животворящего Креста Господня называют «происхождением». Это наименование не совсем верное, а перевод с греческого языка не точен, так как верующие люди отождествляют торжество с церемонией и крестных ходом. Именно поэтому к названию на русском языке было добавлено слово «изнесение».
Помимо этого, на 14 августа по новому стилю приходится празднование Всемилостивому и Пресвятой Богородице. Эта дата была установлена предположительно императором Мануилом, который смог обрести победу над сарацинами. По другим же источникам праздник был установлен Андреем Боголюбским, сумевшим победить волжских булгаров в 1164 году. Им в военный поход была взята чудотворная икона Владимирской Богородицы. Также 1 августа по Юлианскому календарю почитается память святых мучеников Маккавеев.
История становления праздника
Исторические сводки говорят о том, что дата празднования была установлена в Константинополе IX столетия, несмотря на расхождение версий о происхождении торжества. В период с XII по XIV век местночтимый праздник начал отмечаться во всех Православных церквях. На Руси же впервые праздновать Происхождение Древ Животворящего Креста Господнего начали только в XIV столетии.
Более подробно об истории происхождения православного торжества можно узнать из рассказов греческого часослова, датируемых 1897 годом. С давних времен августовский праздник служил своеобразным обрядом, позволяющим избавить население от болезней. Для этого износили Честное древо по дорожкам и улицам, доставая из сокровищницы царя. После этого начиналась святая трапеза Великой церкви. Народ поклонялся святыне с 1 августа до Успения Пресвятой Богоматери.
Богослужебные мероприятия
Божественная служба в этот день мало чем отличается от традиции проведения Недели крестопоклонной и Воздвижения Креста Господнего. Накануне праздника (31 июля по новому стилю) в вечернее время и поутру совершается служба, называющаяся вечерней. Она служится согласно Богослужебному своду правил в церквях, соборах и монастырских обителях. Вечером крест переносится с жертвенного стола на престол по чину, который устанавливается положениями для Крестопоклонной недели. Если же совершается утренняя служба, то святыня переносится на престол по вечерней отпусте.
К прочим особенностям богослужений стоит отнести:
- Утром перед славословием храмовый настоятель одевается в богослужебное облачение.
- Во время распевания Трисвятого настоятель храма носит кадило над престолом три раза.
- На третий раз воспевания слов «Святый Боже» износится крест над головой.
- Перед крестом стоят два светильника.
- Совершение остановки на амвоне со словами «Премудрость прости».
- Дальнейшее возложение креста на аналой.
После этого совершается тройное поклонение до земли кресту с произношением специальных стихир, во время этих слов предстоящий священнослужитель выполняет помазание прихожан елеем. Также в этот день можно посвятить воду после того, как будет совершена литургия (либо до выполнения литургического служения). В праздник принято надевать облачение фиолетового либо темно-красного цвета.
Иконографическая композиция
Скрытый смысл праздника воплощается в православных иконах, носящих аналогичное торжеству название. Сложность иконографии оправдана двойственностью торжественного мероприятия. С одной стороны — это реальные исторические события. С другой — скрытая идея, кроющаяся в символике изображений.
Несмотря на то что главное значение праздника — это избавление народа от болезней под покровительством Господа, история икон, именуемых «Происхождение честных древ», связана в военными походами, произошедшими в XII столетии. Именно тогда на Руси и в Византии одновременно проходила война между войсками Мануила Комнина и турками, Андрея Боголюбского и булгарами.
Силы неприятелей превосходили, победы ждать не стоило. Оставалось только молиться о снисхождении и защите. Предводители помолились Христу о даровании победы. Это привело к успешным походам. Очевидцы того времени утверждают, что над местами сражений был виден крест.
Но существует и более древняя версия, говорящая о том, что своим происхождением праздник обязан Византии. Южную страну постоянно поражали всевозможные эпидемии и моры. Чаще всего болезни появлялись в августе. Медицина тогда в Византии почти отсутствовала, многие люди попросту гибли. Защиту от моров они искали у Бога, совершая масштабные молебны с крестными ходами по городам. Главной святыней, обносившейся по городским улицам, был крест, к которому когда-то был пригвождён Иисус Христос.
Композиция и особенности иконы
Композиционные основы одноименной с праздником иконы выработали достаточно давно, но поздно относительно самого татаро-монгольского нашествия. О не древности изображения говорит отсутствие перегруженности символов. Старинные образы были минималистичными, но с течением времени число деталей увеличивалось, добавлялось иконописцами. Перенасыщенность просматривается в центральном образе Медового Спаса.
Существует две иконографические разновидности образа праздника, отличающихся композиционными планами. К числу особенностей икон, изображающих Изнесение, стоит отнести:
- Расположение на переднем плане людей, склонившихся в молебне, принимающих различные позы (стоя, лежа, сидя, в движении).
- Наличие тачек, на которых везут людей.
- Речку посредине иконы либо животворящий источник (купель).
- Стоящих на побережье ангелов, позади которых стоит крест.
- Обрывистые скалы, служащие фоновым рисунком.
- Сложность заднего плана, на котором нарисована Божья Матерь, Иоанн Креститель, Иисус Христос.
- Святителей, окружающих фигуры небесных жителей.
- Схематически изображенные постройки города со стенками и башнями храма, возвышающегося за фигурой Спасителя.
Иконописцам удалось в одной картине сразу воплотить два события — это крестный ход, проводившийся в Константинополе, и празднование самого православного торжества. Помимо этого, рисунок отображает людей, молящихся об избавлении города от болезней.
На более поздних изображениях можно увидеть четкую прорисовку молящихся, которые явно больны, поэтому просят об избавлении от напасти. Подобная конкретизация отождествляет Церковь с больницей и источником исцелений. Порой небожители отделяются от простых людей небольшой вставкой.
Символичность изображения
Углубляясь в символику, можно сказать, что икона «Изнесение честных древ» имеет аллегорический глубокий смысл. В первую очередь композиция говорит о целостности и единении людского (земного) мира с небесами под покровительством Церкви, выступающей своеобразным посредником между смертными и святыми. Нижнее поле изображает земное царство. Вода служит образом благодати, истекающей из источника.
Скалы также имеют двоякую символику — духовное восхождение, подвижничество, крепость веры, на которой стоит вся православная Церковь. Идея иконы заключается в священности нерушимости, избранности царской власти Богом. Это говорит об отождествлении небесных царей с земными, защищающими земли, людей и государство.