История празднования Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы Владычицы нашей и Приснодевы Марии — это первый праздник, отмечаемый в новом церковном году. Среди событий истории Нового Завета он тоже отмечается первым. В песнопениях Рождение Матери Божией называют «началом спасения» людского рода, потому что именно в этот день стало исполняться пророчество об Иисусе Христе. Святую почитают каждый год 21 сентября.

Рождество богородицы

Святое событие

Обстоятельства жизни и рождения Пресвятой Богородицы сегодня известны благодаря церковным преданиям и песням церковных служб. В Евангелии же только кратко приведены выжимки из биографии Богоматери.

Родителей Девы Марии звали Иоакимом и Анной, на письме их принято именовать Богоотцами. Иоаким принадлежал к роду царя Давида, был зажиточным человеком, держал огромные стада скота. Анна была потомком Аарона — одного из первых священников.

Рождество пресвятой богородицы

Жизнь супругов была чистой и праведной. В песнях поется, что Богоотцы всегда были готовы на самопожертвование. Они работали, но только треть своего заработка оставляли в доме, остальные деньги подавали нуждающимся и жертвовали на строительство храма.

Несмотря на все благочестие, супруги уже в преклонном возрасте оставались бездетными. Народ считал, что так Бог наказывает пару за грехи, которые та утаивает от общества. Но гонения не заставили Иоакима и Анну отречься от лика Божиего. Они продолжали молиться и верили, что Господь не зря приготовил им столько лет испытаний и наградит ребенком и в старости, как сделал это когда-то для Авраама и Сарры.

В великий еврейский праздник Ханука Иоаким отправился в Иерусалимский храм, чтобы выполнить Моисеев наказ и дать Богу жертву. Но священник не разрешил оставить дары и выгнал Богоотца, обвиняя его в греховности перед Господом. Опозоренный и расстроенный Иоаким не захотел возвращаться домой с печальной новостью, поэтому ушел в пустыню пасти свои стада.

На устах людей до Анны донеслись слухи о случившемся. Она стала горевать, но, как и ее муж, продолжала молить Бога и верила, что тот услышит.

Рождества пресвятой богородицы

И Господь услышал молитвы супругов, читаемые не в храме, на расстоянии друг от друга, но все равно в унисон. Согласно преданиям, в один и тот же час к мужу и жене с небес спустился Ангел с сообщением Божьим. Он принес добрую весть о скором рождении дочери Иоакима и Анны.

Супруги устремились навстречу друг другу и встретились у Золотых ворот. Через 9 месяцев родилась Мария. Родители горячо благодарили Господа и пообещали отдать дочь в услужение Ему.

Каждый год 22 декабря отмечается Зачатие Пресвятой Богородицы. Ровно через 9 месяцев от этой даты 21 сентября воспевается Рождество Девы Марии.

История праздника

Официально празднование Рождения Святой Богородицы стали проводить только после одобрения византийским императором Маврикием и церковью в конце VI века. Священнослужители считают, что первыми о дате упоминают архиепископ Константинопольский святой Прокл устно и папа Геласий в требнике еще в V веке. Исследования же доказали, что слова знаменитым священникам приписаны в VII веке.

Историки склоняются к тому, что Богородицу стали почитать после Эфесского собора в конце V века. В греческих церквях стали вводить праздники, посвященные зачатию и рождению Матери, после римляне переняли греческие традиции и распространили их на подчиненные службы.

В западной культуре появление Девы Марии на свет стали отмечать только в XII и XIII веках. Папа Иннокентий IV на Лионском соборе представил обязательную для всех европейских церквей октаву Рождества. Следом занявший трон папы Григорий XI установил пост и порядок службы, которые используются в литургии по сей день.

Рождение пресвятой богородицы

Православное богослужение

Период до VII века называют ранним. Песнопений в честь Рождества Божией Матери из этого времени почти не сохранилось. Самое известное из них — кондак Романа Сладкопевца — было забыто и утеряно. Только песнопенный тропарь «Рождество Трое, Богородице Дево», написанный до VII века, сейчас используется в службах православной и католической церквей.

Из позднего периода на праздник поют:

Рождество божией матери

  • первый канон — преподобного Иоанна Дамаскина;
  • второй канон — святителя Андрея Критского;
  • стихиры на стиховне — Германа, патриарха Константинопольского;
  • стихиры на литии — Анатолия, епископа Солунского;
  • стихиры на «Господи воззвах», стиховне и литии — Стефана и Сергия Святоградцев;
  • канон на предпразднство — Иосифа Песнописца.

Что можно читать на песнопении, а что — нет, решает устав православной церкви Типикон. По современным правилам на службе не допускается читать почитаемые ранее песни Льва VI, Никомедийского епископа Георгия и византийских императоров.

Главный смысл праздничной службы — донести до верующих истину. Эта истина в том, что с рождением Девы Марии Бог приготовил себе место на земле. Богородица выше всех жен, потому что плодом Ее оказался Сын Божий. С восславлением Рождения людям открываются врата Царства Небесного, приходит обновление и причастие к высшей благодати.

Правила и традиции празднования

Праздник Рождества Пресвятой Марии можно называть Малой Пречистой и Асповым днем. Три периода до празднества называются Оспожники, Спожинки и Госпожинки.

Чем больше урожай нынешнего года, тем громче и веселее празднуется День Святой Девы. В урожайный год Госпожинки могут длиться до недели, но гуляния должны начаться не раньше Успения Божьей Матери и закончиться не позднее Покрова.

На Руси было принято устраивать пиры. Разрешалось пить пиво, резать скотину, есть пироги из белой муки. За несколько дней созывали гостей, но с расчетом, что большая часть семей устроит свои гуляния и не придет. В крупных селах на Рождество Богородицы устраивали ярмарки.

Рождение святой богородицы

Правильным считалось, когда родители приходят в гости к молодоженам, чтобы дать ценные советы по хозяйству. Невеста или жена должна была приготовить для гостей пирог. Если выпечка не удалась, то жениху или мужу дарили кнут для наказания хозяйки. Хозяин же должен показать порядок во дворе и сараях. Если гости останутся довольны, то дарят молодым подарки.

Богородица — покровительница матерей. В день Ее рождения женщины шли в церковь, чтобы просить о самом сокровенном. Те, кто мог себе позволить, писали желание на бумаге, которую привязывали к свече. Если свеча зажжет бумагу, то желание услышано и будет исполнено.

Славяне приурочивали к празднованию некоторые языческие традиции. Например, вместо Девы Марии за хороший урожай и здоровых детей благодарили Матушку-Сыру Землю. В некоторых селах устраивали поминальный день и вспоминали предков.

Главные иконы

Первые изображения Богоотцов и их дочери на иконах стали появляться в VI веке. В европейской культуре распространились только в XI—XII вв.

Знаменитые православные иконы, посвященные Рождеству Богородицы:

Рождество пресвятой

  • икона из музея им. Рублева;
  • Невьянская икона;
  • из собора Рождества Богородицы в Устюжне.

В Средние века сформировались основные правила иконографии события. Анна должна лежать на высоком ложе и прикрывать ноги красной тканью, с ней находится служанка. В нижней части полотна отводится угол, где омывают младенца. Три женщины подносят матери дары. Иоаким заглядывает в покои через окно.

Храмы во имя Рождества Богоматери

В православной культуре храмы и монастыри в честь Богородичных праздников освящали в XII—XIV вв. в Боголюбово, Пскове, Новгороде, Владимире и Суздале. Массовое строительство монастырей Рождества Девы Марии началось после победы над татаро-монгольским игом. Считалось, что именно благодаря покровительству Пресвятой Русь смогла освободиться.

В 1381 году в Бобренево Дмитрий Донской основал Богородице-Рождественский мужской монастырь. На его территории сохранился храм иконы Божией Матери Феодоровской.

После смерти Дмитрия по приказу Княгини Ефросиньи Донской в 1392 году была возведена церковь Рождества Богородицы. Ее расписывали талантливые иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный. Строение возведено по правилам владимиро-суздальского зодчества.

Оцените статью
Prazdniki.Club
Добавить комментарий

Adblock
detector