Правила проведения Успенского поста, даты начала и окончания

Кульминация последних летних дней, духовная и телесная подготовка к одному из наиболее почитаемых русских народных праздников — так говорят о начале Успенского поста. Эти две недели перед Успением Пресвятой Богородицы по строгости сопоставимы с Великим постом, но благодаря августовскому изобилию овощей и фруктов разнообразны и питательны. Народная мудрость называет их «лакомкой», которая заключает в себе ещё три события — Яблочный, Медовый и Хлебный Спас.

Начало успенского поста

Терминология и даты

Успенский пост является одним из числа четырёх длительных ежегодных воздержаний. Он был установлен Церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы и неизменно одинаков по продолжительности. Начало и окончание Успенского поста имеют фиксированные даты: с 14 по 27 августа. Славянские народы в странах Восточной Европы ласково именуют это время «Спасовкой», так как в августе отмечают целых три важных праздника, Спаса, четыре буквы в названии которых заключают в себе глубокий церковный смысл:

Медовый или Маковый Спас

Хлебный, Холщовый или Ореховый Спас.

  1. Медовый или Маковый Спас — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Ежегодно отмечается 14 августа, в день, когда начинается Успенский пост. Он отсылает к обычаю из глубокой древности, когда жители шествовали по родным поселениям крёстным ходом и просили Бога защитить от разных бед: пожаров, засух и болезней. Название «Медовый» и «Маковый» происходит от традиции освящать в этот день мёд нового урожая и выпекать аппетитные маковые булки и румяные блины.
  2. Яблочный Спас — Преображение Господне. Двунадесятый праздник, отмечаемый 19 августа, увековечивает важное евангельское событие. На горе (ряд источников утверждает, что это Фавор) во время молитвы ученики Пётр, Иаков и Ион узрели преображение Спасителя. Им явились Божественное величие и слава Иисуса в виде образовавшегося внезапно сияния от Его лица и одежд, возникли ветхозаветные пророки Моисей и Илия и стали беседовать «об исходе Его», а затем из облака раздался Божий глас. На Яблочный Спас освящают яблоки нового урожая, в честь него верующим за трапезой дозволяется вкушать рыбу. В стародавние времена после этого дня свежие овощи и фрукты начинали разнообразить ежедневный рацион, но сегодняшнее изобилие продуктов не позволяет полностью ощутить волшебную радость новизны.
  3. Хлебный, Холщовый или Ореховый Спас. Считается полупраздником, приходится на 29 августа и посвящён Перенесению Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Так увековечили библейскую историю об исцеляющем полотенце-убрусе, которым вытер после умывания лицо Спаситель, запечатлев на его поверхности Свой Божественный Лик. Хозяйки начинают печь хлеб из муки нового урожая, заготавливают созревшие лесные орехи, приступают к торговле домоткаными холстами.

В день окончания Успенского поста, 27 августа, православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Плащаница с Её изображением выносится из алтаря в начале вечернего богослужения и устанавливается в центре на возвышении, украшенном цветами, а после чина погребения совершается крестный ход, и её с почестями обносят вокруг церкви.

Этот праздник определённо любили в народе, стоит лишь вспомнить, какой красоты и величия Успенские храмы со времён князя Владимира стали строиться по всей Руси: в Киеве и Москве, Ростове и Суздале, Ярославле и Смоленске.

История появления праздника

После того как Иисус вознёсся на небо, Дева Мария поселилась в доме Иоанна Богослова. Она любила бывать в Гефсиманском саду — именно из него Христа увели на судилище и крестные муки, и подолгу молилась об обращении в веру иудеев и строительстве новых храмов. Туда однажды и явился архангел Гавриил, сообщил, что через три дня земная жизнь для Неё кончается и подарил райскую ветвь, сиявшую удивительным светом.

Успение пресвятой богородицы

Настал назначенный час, когда Богоматерь была готова преставиться, лёжа на украшенном одре, окружённая любимыми друзьями. Люди увидели, как в лучах света сошёл с небес Иисус Христос в ангельском окружении, и Она, сладко засыпая и не испытывая телесных мук, предала Свою душу прямо в Его руки. Когда апостолы понесли одр с телом через Иерусалим, над процессией раздавалась дивная небесная музыка. Вечером в пещере останки Девы Марии уложили в гроб и закрыли вход большим камнем.

Опоздавший на погребение апостол Фома появился на третий день, горько плакал и сожалел, что не успел проститься с усопшей. По его отчаянной просьбе закрывавший пещеру камень отодвинули и обнаружили, что тело исчезло и лежат в гробу только благоухающие погребальные пелены. Всем стало понятно: Пречистая взята на небеса, и в тот же день за трапезой апостолам было явление Матери Божьей, сказавшей, что Она всегда пребудет с ними.

Весь духовный смысл Успенского поста посвящается светлой памяти Богоматери. Понятие «Успение» образовалось от глагола «уснуть» — обозначения спокойной благодатной смерти, напоминающей переход из яви в сон. Дева Мария при земном существовании опровергала естественную природу вещей, и кончину приняла необычную. Умиротворённо отошла в тишине и оказалась на Небесах, не утратила жизнь после смерти так же, как сохранила девственность в рождении ребёнка.

Верующие в церкви

Богоматерь отличалась строгой умеренностью в еде, а накануне своего Успения окончательно перестала принимать пищу, пила только воду и молилась. Этому примеру следуют и верующие, выполняя соответствующие посту ограничения: подражая Богородице, они восхваляют Её бесконечную Любовь, которая всегда готова идти вперёд и не знает страха. Праздник состоит в том, что больше нет смерти, ожидавшей каждого до Воскресения Христова, и нет скорби, ей сопутствующей.

Современные сроки начала и конца Успенского поста установил в 1166 году Константинопольский Собор. До этого летние воздержания были более длинными и предназначались для тех, кто по разным причинам не соблюдал Великий пост.

Слабость человеческая побудила исключить из них июльский месяц, и образовались два самостоятельных поста: Петровский — с датами, зависящими от Пасхальных, и Успенский.

Разрешённые продукты и особенности трапезы

Этот пост по строгости соперничает с Великим постом и полностью исключают употребление скоромной пищи (полученной от теплокровных млекопитающих и птиц):

  • мяса;
  • животных жиров;
  • субпродуктов;
  • молока и молочных продуктов;
  • яиц;
  • кондитерских изделий, их содержащих.

В день праздника Преображения на столе появляются рыба и вино.

Только в день праздника Преображения на столе появляются рыба и вино. Но вопрос отказа от какого-либо продукта решается сугубо индивидуально и зависит от здоровья, возраста и уровня подготовки постящегося — не всем по силам ориентироваться на строгую монашескую жизнь. Основная цель поста — не голодное физическое истощение, а укрепление духовных сил.

Монастырский устав для понедельника, среды и пятницы определяет сухоядение — вся еда вкушается невареной, из питья разрешаются вода и соки. Во вторник и четверг допускается горячая пища, но без масла. И лишь в субботу и воскресенье дозволяется горячая еда, заправленная растительным маслом. В итоге постная трапеза состоит из следующей пищи:

  • овощи и фрукты — свежие, консервированные, тушёные или запечённые;
  • различные крупы (рис, гречка, пшено, перловка, манка);
  • постная выпечка;
  • орехи, семечки, сухофрукты;
  • мёд.

Мирянам допустимо поститься менее строго, без сухоядения. Это справедливо и для рациона детей — отказ от пищи как источника кальция, ряда других важных для развития веществ, может вызвать нежелательные последствия. Для беременной женщины длительный пост тоже ограничивается по силам: дозволяется отказаться только от одного вида пищи (мяса или молока). Если здоровье будущего ребёнка ставится на первое место и требует не поститься, то это принимается спокойно.

Главное — не переедать, соблюдать меру и не чревоугодничать. Любой пост никак не соотносится с различными диетами и заканчивается там, где они начинаются, а его строгое соблюдение раздражающе действует на окружающих и достигает противоположных целей. Все подобные вопросы обсуждаются с духовным наставником.

Основные правила проведения

В наставлениях Иоанна Златоуста есть упоминание о том, что истинный пост — не только воздержание от пищи, но и ото лжи, злословия, гневливости, похоти и клеветы. Эти ограничения легче перенести, если умеренность — норма всей повседневной жизни. Но с наступлением поста приходит время особой тишины: не только снаружи, но и внутри ума и души постящегося.

Наставления Иоанна Златоуста

Христиане отказываются от мирских развлечений, значительное время уделяют общению со Всевышним, посещают церковные службы, задумываются о жизни и отношениях с окружающими. Богородица накануне Успения добровольно держала пост ради всех людей. Так и верующим следует вспомнить о близких, попытаться улучшить климат дома и на работе, попросить прощения и простить прошлые обиды.

Окружающий мир ежедневно внедряет в сознание людей огромные потоки информации, что негативно действует на нервную систему и рассеивает внимание. Пост становится именно тем отрезком времени, когда с Божьей помощью появляется шанс сосредоточиться на тишине. В дореволюционной России в эти дни не устраивались театральные представления и ярмарки, так как считалось, что подобные развлечения неуместны.

Сейчас всё изменилось, и во время Успенского поста есть смысл попытаться отказаться от просмотра телевизионных программ, путешествий по просторам интернета (когда это не противоречит основной работе) и общения в социальных сетях. Распорядок дня в пост, как и пища, определяется каждым самостоятельно, но время, освобождённое от мирской суеты, желательно посвятить Вечности.

Соблюдение поста

Можно ли приучать себя к посту? Да, но это требует постепенности: если поспешно и неосознанно пытаться совершить задуманное, такой подвиг не только не нужен, но и вреден. Состояние здоровья ухудшается, человек от голода нетерпелив, зол и раздражителен, а сам процесс становится невыносим и бросается без сожалений.

Чтобы прочно расположить себя к посту, нужно приучаться без спешки, внимательно и постепенно. Каждый сам определяет суточные потребности в пище и питье, а потом эти количества понемногу уменьшаются до тех пор, пока сокращать больше нельзя, чтобы не доходить до ослабления и неспособности выполнять обычные дела.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (36 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *